Учителя бывают, конечно, очень разные: Бывают они мягкие, бывают они властные, Строгие и добрые, Нежные и бодрые, А ещё они бывают просто сумасшедшие, Совершенства ищущие, но так и не нашедшие. Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание». Модератором называют руководителя дискуссии, редактора рубрики на телевидении и радио, а также ведущего интернет-конференции. В современном значении под модерацией понимают технику организации интерактивного общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной. Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии. Функция модератора — помочь обучаемому специалисту «раскрепоститься», выявить скрытые возможности и нереализованные умения. Первый этап модерации – это инициация или начало, во время которого необходимо создать эмоциональный настрой на уроке. На уроке английского языка можно: спеть забавную песенку, провести весёлую фонетическую зарядку, внести чёрный ящик и попросить угадать, что в нём, принести бутылку с посланием и дружно ответить на вопросы. Второй этап модерации - вхождение или погружение в тему – то есть, сообщение целей урока. Нацеливание на урок учитель легко может сделать совсем не скучным и увлекательным – либо воспользовавшись видеороликом, найденным на великих просторах интернета, либо став создателем мини-кроссворда или загадки, тайной таблицы. На третьем этапе модерации, который называется формирование ожиданий учеников, то есть планирование эффектов урока, можно использовать такие активные методы выяснения ожиданий и опасений, как «Фруктовое дерево», «Рождественская ёлка» или «Рыболовная сеть». В методе «Рыболовная сеть» ожидания – это золотая рыбка, а опасения – акула. Детям предлагаются комплекты рыбок и акул с заранее заготовленными ожиданиями и опасениями, например: I want to read; I like questions; I’m good at listening; или: I don’t understand; I’m afraid of speaking. Дети выбирают 1 - 2 по своим ощущениям и вывешивают их на сеть. Этот этап занимает не более 2-3 минут, но эмоционально положительно настраивает ребят на работу. Ученики постарше формулируют свои ожидания и опасения самостоятельно «Бизнес план». Если это фруктовое дерево – вывешиваются фрукты, а если рождественская ёлка, то шары. На четвёртом этапе модерации, который называется интерактивная лекция – то есть передача и объяснение информации, нужно всегда помнить, что активным участником процесса обучения является не учитель, а ученик. Целью этого этапа должен стать эффективный обмен информацией между его участниками. Для этого необходимо обеспечить наличие качественных источников информации (учебник, интернет, раздаточный материал), удобные каналы коммуникации (такие как Skype и некоторые другие), точную передачу информации всеми участниками процесса. На этом этапе целесообразно применять такие формы групповой работы, как пары сменного состава, общая дискуссия, brainstorming, gap-filling – всё, что предполагает коллективное обсуждение конкретной проблемы с взаимообменом идеями, суждениями, мнениями в группе. Эмоциональная разрядка (разминка) На уроке в начальной школе это может быть песенка-зарядка. У старших короткая весёлая игра, произнесение скороговорки, игра с движениями, шуточные диалоги. Суть в том, что дети должны отвлечься и переключиться. На пятом этапе модерации, который называется проработка содержания темы, предполагается работа в различных группах. Это могут быть пары сменного состава, малые группы, сменные группы и т.д. Подбор форм работы должен быть направлен на развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде. Процесс совместной работы способствует снятию барьеров общения, создаёт условия для развития творческого мышления. На этом этапе эффективны мозговые штурмы, кластеры, игры, брейн- ринги. Для развития творческого параллельного мышления у школьников очень интересно применять на уроках метод “Six Thinking Hats”. Он позволяет разделить мышление на шесть типов. Предлагая группе учащихся шляпу определённого цвета, мы предполагаем определённый тип мышления. Так, белая шляпа – это поиск конкретной информации. Красная шляпа – только эмоции. Жёлтая шляпа – поиск положительных аспектов, а чёрная шляпа – отрицательных. Зелёная шляпа – предполагаемое развитие ситуации. А синяя шляпа принадлежит тому, кто наблюдает и руководит процессом обсуждения в группе. Последний этап модерации- это подведение итогов, то есть рефлексия, где учащиеся дают оценку уроку. Ребята младшего школьного возраста могут оценить урок и свои достижения на нём выбором цвета яблока, цветка или флажка, которые предлагаются им в качестве раздаточного материала. Школьники любого возраста с удовольствием встают в рефлексивный круг, где все вместе стараются осмыслить результат, а учитель обобщает сказанное и делает выводы. На данном этапе очень эффективен и эмоционально привлекателен приём «аплодисменты», когда каждый ученик проходит сквозь шеренгу аплодирующих ему одноклассников за его вклад в урок.
МЕТОДЫ МОДЕРАЦИИ Метод «мозгового штурма» - процесс генерирования идей Прямая мозговая атака. свободно высказывается все, что приходит в голову, без опаски, что кто-то над этим посмеется. Обратная мозговая атака. Составляется наиболее полный список недостатков рассматриваемого явления. Метод карточного опроса. Участникам задается вопрос, на который дается ответ на карточках, вывешивающихся на пин боад. Карточный опрос служит для сбора идей. Некоторые виды высказывания могут быть соотнесены с определенным цветом карточки (критика — красный, проблема — белый, фантазия, идея — желтый и др.). Метод «горячего стула» Все участники рассаживаются по внешнему кругу. Во внутреннем круге стоят 4—5 стульев. Эти места займут те участники, которые начнут беседу. При этом один стул остается свободным — «горячий стул». Разговор участников связан с решением той или иной проблемы, однако высказываться могут только участники внутреннего круга. Кто-то из участников внешнего круга тоже может включиться в разговор, если перейдет из внешнего круга во внутренний и займет «горячий стул». В этот момент один из участников разговора должен покинуть внутренний круг и перейти во внешний, тем самым освободив свое место, которое становится «горячим стулом». Поводом для такого перехода может служить отсутствие аргументов для беседы, передача полномочий участия в разговоре другому лицу, усталость от общения и др. | |
| |
Просмотров: 310 | |